• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
21:31 

Опять с востлита. Португальцы на этот раз

ПЕРО ВАС ДЕ КАМИНЬЯ
ПИСЬМО КОРОЛЮ ДОНУ ДЕ МАНУЭЛУ ОБ
ОТКРЫТИИ БРАЗИЛИИ

И был Афонсо Лопес, наш кормчий, на одном из малых судов. Ему и
приказал капитан, как человеку смышленому и в подобных делах
сведущему, поехать на шлюпке и осмотреть гавань; когда же он вернулся,
то привез с собою двух людей из местных, что навстречу ему плыли на
своей узкой лодке. А были это юноши, красиво сложенные, и у одного был лук с шестью или семью стрелами. На берегу же ходило тех людей множество, с луками и стрелами, но оружие им не понадобилось

Капитан принял их, сидя в кресле, нарядно одетый, с большой золотой
цепью на груди, а под ногами ковер. Санчо де Товар, [201] Симон до
Мирандо, Николау Коэльо, Айрес Коррейя и все мы, с ним на корабле
бывшие, сидели на ковре. Зажглись факелы. И они вошли. Но не
попытались ни поклониться вежливо, ни наговорить с капитаном, ни с
кем-либо иным. Однако один из них устремил глаза на капитанскую цепь и
повел рукою в сторону земли, словно говоря нам, что там есть золото.
Потом глянул на серебряный подсвечник и так же указал на землю и снова
на подсвечник, словно сказать желая, что там и серебро есть.
Показали им серого попугая, коего капитан вез с собою; они взяли его и
махнули рукою на землю, как бы говоря, что там и такое водится. А
показали им барашка — они его словно бы и не заметили. Показали им
курицу — едва не испугались ее, даже коснуться не хотели, потом взяли на
руки с изумленным видом. Принесли им еды: хлеба и жареной рыбы,
миндального печенья, меду и сушеного инжиру. Ничего почти они есть не
захотели, и если что пробовали, то тут же отбрасывали. Поднесли им чашу
вина — едва пригубили, но не понравилось, и более не прикоснулись. В
другой чаше принесли им воды. Пить ее не стали. Только слегка отпили,
прополоскали рот и извергли

И послал с ними молодого [202]изгнанника (В
Португалии существовал обычай заменять смертную казнь изгнанием, а
изгнанников — отправлять в дальние страны и поселять среди туземцев
для изучения местных языков и нравов и внедрения в туземное общество)
по имени Афонсо Рибейро, прежде бывшего слугой дона Жоана Тэло, дабы
сей юноша остался средь тех людей и узнал их закон и обычай. Также и
мне велел капитан ехать с Николау Коэльо.

И после многих речей, засим последовавших, согласились все или большая
часть, что хорошо бы так сделать. На том и порешили. И как скоро приняли
решение, спросил флагман, не покажется ли нам, что следует силой взять
пару тех людей, дабы отослать их Вашему Величеству, оставя здесь взамен
кого-либо из наших изгнанников.
Сие рассудя, порешили, что не надобно брать людей силою; ибо уже
известно, что люди, силой увозимые, имеют потом обыкновение на любые
вопросы отвечать, что да, что все, о чем спрашивают, в их земле имеется.
Но лучшие, и гораздо лучшие, сведения сообщат те двое изгнанников, коих
мы здесь оставим, нежели здешние, коих силой увезем, ибо тех-то людей
вовсе никто не поймет. И они так скоро не научатся говорить, чтобы
толково обо всем рассказать, как наши расскажут, когда Вашему
Величеству будет угодно за ними послать. И потому отнюдь не следует
брать кого-либо силою, большое смятение произведя, но напротив —
всячески их приручать и умиротворять, и оставить здесь двух изгнанников,
когда отсюда отплывать станем.


.

@темы: good ship venus, История

15:02 

Лента сегодня принесла...
"сказал сторож Степанко Федотов: переменил де он в приказе апреля в 6 числе товарыща своего Баженка Васильева, и осмотрел де он в задней казенке после Баженка верховых пушечек, а в казенке было 5 верховых пушечек, а он застал четыре, а пятые пушечки нет, и он де, Степанко, посылал к сторожу Баженке на двор неделново пушкаря Третьячка Шапочника, и неделной Третьячко сказал: ходил де он к сторожу Баженке о верховой пушечке, спрашивал, и Баженко де сказал: я де принял у сторожа у Савки 4 пушки, а пятой не ведает, а неделные пушкари Первушка Усов, Прошка Русник, Третьячко Самойлов сказали: мы, пришед в приказ, переменяем друг друга, посматриваем у казенки печати, где стоит государева денежная казна, а про пушечки де мы приказу не слыхали. А Савка Прокофьев сказал, что он отдал Баженке в казенке пять пушечек, а не четыре"

.. да, в хозяйстве все сгодится. И пушка тоже. А отмазки с тех времен не поменялись почти.

@темы: история

21:44 

Ещё шедевр в своём роде

«статы сказывали: ссора учинилась во Францужской земле за то: старого короля, нынешняго короля отца, Ендрика убили изменники 9, шпанского короля 10 доброхоты по шпанского короля умышленью, и после короля шесть лет про то не сыскивано. А владела всем после короля королева 11, да с нею те ж шпанского короля доброхоты. А ныне королева с теми ж изменники зговорила у шпанского короля францужского короля женить, а за шпанского королевича францужского короля сестру королевну дать 12. И королевского колена Кундея князь 13 и с ним многие великие люди стали, чтоб королю женитца помешать и про убивство старого короля сыскать, а сыскав бы, убойцом мщенье учинить и соединитца им с шпанским королем не дать, штоб шпанской король Францужкою землею не завладел, покаместа король возмужает и станет сам владеть. А ныне король молод, владеть еще сам не может.
».....
И так далее.

Статейный список посольства И. Г. Кондырева и М. Неверова в Голландию и Францию

@темы: История

21:39 

Опять с востлита

Перевод с галансково письма, что подал боярину Илье Даниловичу Милославскому
райтарсково строю полковник Исак фан Буковен,
как всяких чинов урядников воспросить про ратное ученье,
что всякому уряднику в ратном строе подобает ведать.
И против тех воспросов — ответ

Первой воспрос: спросить всяково урядника, что салдату подобает первее всего ученья ведать.

Ответ: первое подобает салдату быть всем урядником послуш<ным>.

Второй воспрос: что салдату подобает знать, чем ему возвышения чина своево дослужитца.

Ответ: салдату подобает добру и верну стоять на карауле, где его поставят, и всем оружием научитца владеть. И потом ему мочно быти ис рядовых салдатов гефрейтером, сийречь шляхтичем, потому что первое шляхетство родитца доброю службою.

Воспрос: что подобает гефрейте<ру> <сире>чь шляхтичу в своем чину ведать.

Ответ: подобает ему в полкех и в городе будучи всякие караулы <досма>тривать и на отводных ка<раулах> самому стоять с пикою или с <...> и с пистолетом на голо. И с тово отводново караула не сойти, покаместа ево с отводново караула сведет саржант или иной какой большого чину урядник, хотя ево на отводном карауле и убьют. И как услышит, что люди против нево идут, и ему надобно в стан отойтит до другово и до третево караула, покаместа к Болшому караулу придет и приход неприятелских людей объявит, чтоб на Болшом карауле мочно ко всполоху изготовитца.

Воспрос: обучене сколько людей в роте в ученье надобно быть, как роту учить, и сколько с мушкетами, и сколько с пиками, и в сколько шерег, и в сколько рядов их ставит в ученье.

<Ответ>: на меншую статью <н>ад<о> <...> быть как роту учить, в роте восемьдесет человек, в то числе сорок человек с мушкетами по десяти человек в ряд, а по осми человек в шерегу. <А> коников поставит по правую, а пикенерником на левую сторону. А к бою ставят по-иному обычаю, смотря по неприятельским полкам и по месту.

Воспрос: скольким урядником у такой роты подобает быть.

Ответ: у такой роты подобает быть пяти человеком урядником окромя карпралов, одному человеку капитану, одному человеку порутчику, одному человеку прапорщику, двум человеком саржантом да трем человеком карпралом. А карпралы в рядах и в шеренгах стоят с рядовыми салдаты.

Воспрос: каким обычаем роте в поход итти, как в роте сто человек будет, и каким роте в поход итти, как в роте будет сто пятдесят человек и болши.

Ответ: как в роте сто человек будет или менши, и им подобает итти мушкетником всем вперед на меншую статью по пяти человек в шерегу, а рядов — сколько станет ровными шерегами, а пикинерником сим за ними итти по тому же, по пяти человек в шерегу. А как в роте болши ста человек, ино подобает такую роту урядить в три ровные доли. Двум долем быть с мушкетами да третьей доле с пиками. А в поход иттить, перво, одной доле с мушкетами на перед, а затем другой доле с пиками, а затем третей доле опять с мушкетами, что были пики в серетках. [8]

Воспрос: как подобает урядником у рот итти.

Ответ: капитану подобает передом итти пред мушкетники, а порутчику — за ротою, а прапорщики — перед пиками, а саржантом — по обе стороны. А карпралом — всякому у своево карпралства в первоней шереге с правой руки. А барабанщиком — у мушкетников промеж третей и четвертой шереги.

Воспрос: что есть уставы и промежутки салдатские и как их называют в походех и в учене.

Ответ: бывают в салдатском строе три промежутки. Первой промежуток слывет розступ, то есть как салдаты по шти ступеней ряд от ряда и шерега от шереги стоят. Второй промежуток слывет приближанье, то есть как салдаты по три ступеней друг от друга стоят. Третей промежуток слывет сомкнетей, — как салдат от салдата в шерегах по полутера ступеней друг от друга стоят.

Воспрос: как велет вскоре теми промежутки ставитца?

Ответ: первой промежуток, что слывет розступ, учить сиим обычаем: велет салдатом руки высовыват, и как рука с рукою соткнетца и тот промежуток будет по шти ступеней в шерегах. Второй промежуток, что слывет приближанье, учить сиим обычаем: велет салдатом руки к бокам своим принкнуть, и как локоть с локтем сонкнетца, и тот промежуток будет три ступеней в шерегах. Третей промежуток, что слывет сомкненей, то есть как салдаты плечо от плечо стоят, и тот промежуток будет полторы ступеней в шерегах.

Воспрос: для чего розступной про<ме>жуток учат и к чему то годно.

Ответ: как учить доведетца оружием владеть, и им доведетца тем розступным промежутком стоять, а потом привесть и выучить ином сложным промежутком.

Воспрос: каким промежутком в походе итти подобает.

Ответ: как сквоз город или куды в поход итти ино, подобает трехступенным промежутком салдату от салдата итти. А как уским или лесным местом итти ино подобает сомкненым ближным промежутком итти. А как мимо отсадново города итти, где отсадные люди в осаде сидат, ино подобает розступным промежутком итти, ч<тоб> з города от осадных людей своим людем шкоды не учинить.

Сии воспросы подобает всякому уряднику ведат и ответ против всяково воспросу дат от карпрала до саржанта, и до прапорщика, и до порутчика, а больши того капитану и маеору, и подполковнику и полковнику. И подобает все ведать, и по<до>бает им всяким оружием: мушкетом, и пикою, и алабардом, <и> <...>менем, и партазаном самим <вла>дет и роты всякому ратному строю <учить>. А полковнику подобает не то<лко> роту, но и полк умет учить <подобае>т, и на многие стат<и> в ополч<ени>е в оправе ставит, чтоб полком <сво>им неприятельским людем на всякие стати шкоды умет учинит и стройным обычаем от неприятельских людей отойтить, чтоб людей своих не потерять. То же подобает ведать и полковнику, и маеору. А только хто тово не знает, и тому в таком болшом чину не подобает быт.

Да им же подобает ведать: ответ дать от карпрала и до полковника, что чины их обдержат, и для чево их такими чинами называют. Потому что всякому урядническому чину — свой толк. А что чины всякие обдержат, и что толк всякому урядническому чину и о том боярину Илье Даниловичу Милославскому преж сево на писме подал.

А будет хто скажет, что пехотною службою не служивал, и тех мо<жно> райтарскими ротами и полками <осве>детельствовать и велеть им <в> <рай>тарские роты и полки учить <...> объявитца: хто что умеет.

@темы: волчья дорога, история

11:17 

немецкая народная.

Шедевр своего рода.
Утащено у
navaja-ru.livejournal.com/108486.html

В одном большом сражении перебили уйму народа, и среди них — немалое количество наемных солдат, или же ландскнехтов. И вот эти ландскнехты, как сражавшиеся, так и павшие плечом к плечу, под одним знаменем, не захотели разлучаться и после смерти: в полном боевом порядке, при оружии и с полковыми знаками, как живые, замаршировали они по направлению к геенне огненной. Но черти, увидев их, а в особенности их боевые отличия и знамена, сильно перепугались, потому что решили (поскольку Господа Бога нашего Иисуса Христа изображают с красным победным знаменем, поднятым в то мгновенье, когда он спускается в преисподнюю, чтобы уничтожить ее), что сейчас их из ада изгонят и уничтожат. Посему они закрыли и замуровали, насколько им это в чудовищной спешке удалось, все входы в ад, задвинули засовы, подперли ворота столбами и всем прочим, на это пригодным, а также вооружились чем ни попадя и изготовились отражать грядущий штурм. Добрые солдаты, ни о чем таком не подозревая, подошли вплотную и решили было встать здесь на зимние квартиры, потому что, слыхали они, холодно в аду не бывает. А встретили их злобными проклятьями, угрозами и всевозможными метательными предметами. В довершение же всего Страж Адских Врат обратился к ним с такой речью: «Наше общее мненье вкратце таково: валите-ка отсюда прочь, поворачивайте направо и пробуйте пристроиться в раю, потому что мы вас сюда не пустим и обитать у нас не позволим». И указал им рукой заданное направление. Ропща, серчая и бранясь, извечные враги рода куриного и мужичьего снялись с места и направились быстрым шагом на небеса. Прибыв туда, постучались и потребовали, чтобы их впустили. Святой Петр поглядел на них, живенько узнал этих птиц по полету, да и по оперенью тоже, и сурово промолвил: «Кто оказался настолько бесстыден, что осмелился показать вам дорогу сюда? Ну-ка проваливайте отсюда, да поживей, ноги в руки, одна нога здесь, а другая там. Потому что как были вы при жизни убийцами и кровососами да появлялись повсюду, где пахло жареным, так и по смерти не положен вам наш вечный покой». Услыхав подобные слова, один из ландскнехтов разъярился настолько, что вздумал возразить апостолу Божьему, говоря ему: «Да куда же нам, наконец, деваться, если сюда нас не пускают, а из преисподней уже прогнали?» Но святой Петр стоял на своем: «Вы что, оглохли? Катитесь отсюда, пока вас взашей не вытолкали! Проваливайте, изверги и насильники!» Но, услыхав и эту отповедь, вспыльчивый ландскнехт, о котором шла речь выше, осерчал еще сильнее и заорал что есть мочи: «Подобает ли свирепому волчищу, пожирающему без разбора коров, телят и овец, именовать разбойником жалкого лиса лишь потому, что тот, случается (да и приходится), душит иногда кур? Или ты, лысый чурбан, позабыл о своих собственных прегрешениях? Позабыл, как солгал своему Учителю и Спасителю и как от Него отрекся? Отрекся не один раз, а трижды! А ведь никого из нас ни в чем подобном нельзя упрекнуть». — «Ну ладно, ладно, — ответил святой Петр, которому стало очень стыдно, в особенности же из-за того, что такие обвинения могли донестись и до слуха других обитателей рая, — милости прошу к нам в рай, возлюбленные чада Господни, и прошу вас не держать на меня зла из-за опрометчивых слов. Никогда впредь я не буду обращаться с бедными грешниками столь жестокосердно». Так что раз уж они все туда попали, любой может с ними там свидеться.

@темы: волчья дорога, история

isu152

главная