Священник-некромант, о котором говорит Аншиета, — это тот же самый «португальский священник-маг» Ф. Кардина (o. c., стр. 196), он же «Отец Золота» (“Padre do Ouro”) фрея Висенти ду Салвадора (Hist., ed. 1918, стр. 202), по имени Антониу ди Говеа (Antonio de Gouvêa) (Antonio de Gruca, согласно Hist. dos Col., l. c., стр. 86). К документации, существующей на его счет, цитируемой Капистрану (прим. к Varnh., o. c., I, стр. 453-4) и Р. Гарсией (прим. к F. Cardim, o. c., стр. 276-7), следует также добавить сведения Балтазара Телиша (Cron., II, стр. 263-7). Родившийся в 1528 году на острове Терсейра, он «после пострижения вел беспокойную жизнь в различных странах Европы» (Капистрану). В 1556 году он вступил в Общество и был принят в Коимбрскую коллегию, откуда был переведен в Сан-Роки. Исключенный вскоре из Общества за свои занятия некромантией, он принялся клеветать на иезуитов. Арестованный Святой службой, был приговорен к пожизненному пребыванию на галерах, откуда, согласно, Б. Телишу, бежал в Бразилию. Из процессов по делу Говеа в Инквизиции (“Arquivo Historico Português”, Lisboa, 1905, III, стр. 179-208 и 274-86, и “Rev. do Inst. Arqueol. e Geogr. Pernambucano”, XIII, стр. 171-211), между тем, видно, что он находился в заключении между 1557 и 1564 годами и прибыл в Бразилию как ссыльный в 1567 году. В Баие он был восстановлен в священстве епископом д. Педру Лейтаном и в Пернамбуку завоевал дружбу донатария Дуарти Коэлью ди Албукерки. Выдавая себя за алхимика и великого знатока рудников, он воевал с Индейцами и развернул клеветническую кампанию против отца-иезуита Амару Гонсалвиша, которого обвинял в ереси. «И таким образом он обвинил его перед жуисом-да-вара (Жуис-да-вара (juiz da vara) – судейская должность (в Бразилии и Португалии). — Комм. перев.) Капитании Пернамбуку, что преподобный Викарий, обманутый мнимой алхимией этого мошенника, превышая свои полномочия, пожелал договориться с Обществом». В конце концов Антониу ди Говеа, против которого проведор и генерал-викарий Силвештри Лоренсу уже возбудил процесс 1 октября 1569 года, был взят под стражу 25 апреля 1571 года на улице Нова-ди-Олинда в доме жуиса-ординариу (Жуис-ординариу (juiz ordinário) – судейский чиновник, имеющий юрисдикцию в комарках (comarca) – единицах деления страны по компетенции судов (в Бразилии и Португалии). — Комм. перев.) Энрики Афонсу. Приказ об аресте прибыл из Лиссабона, привести его в исполнение распорядился д. Педру Лейтан, который вместе с отцом Луишем да Граном в это время приехал в Пернамбуку (Hist. dos Col.). Отправленный в Лиссабон, Говеа очутился в тюрьме 10 сентября. Согласно Б. Телишу, Инквизиторы в Королевстве, будучи извещены о том, «как в Бразилии сделалось явным то, что оставалось незримым в Португалии, тотчас распорядились приказать ему явиться, вместе с Викарием-да-вара (Вигариу-да-вара (vigário da vara) – священник, назначаемый епископом епархии на должность главы викариата на определенный срок. — Комм. перев.), который по незнанию или злому умыслу прислушивался к столь лживым обвинениям. По прибытии в Королевство он был снова передан Святой службе, в тюрьмах которой окончил свою жизнь, и нам не известен конец, который его там настиг». Б. Телиш также сообщает, что Говеа, называя себя алхимиком и обещая превратить серебро в золото, получил должность при Монетном дворе в Лиссабоне, где ему удалось поселиться. Изгнанный после разоблачения своего обмана, он предложил дело Мартину Афонсу ди Созе — донатарию Сан-Висенти и бывшему губернатору Индии, который дал себя обмануть мнимому алхимику. — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.